РЕЖИМ
ПРИВИЛЕГИЙ ДЛЯ НАУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
М.
Р. Зезина
Создание режима привилегий для научной и художественной интеллигенции
началось в годы Гражданской войны. Инициатива шла как
снизу, так и сверху. С одной стороны, писатели, художники, ученые,
вынужденные бороться за выживание, постоянно обращалась к
власти с различными просьбами. С другой стороны, советские руководители
понимали необходимость привлечения интеллигенции к сотрудничеству и
готовы были за это платить. Сложившаяся таким образом система
после Великой Отечественной войны несколько менялась, но не по своей сути.
Возникновение
режима привилегий и его эволюция
В 1920-1921 гг. были созданы специальные учреждения,
обеспечивавшие привилегированное снабжение ученых и выдающихся
деятелей
культуры, - комиссии по улучшению быта ученых КУБУ и ЦЕКУБУ при СНК РСФСР. Они создавалась по типу элитарной, а не профсоюзной организации. Наиболее ценные
специалисты всех отраслей знания и искусства
(8 тыс. чел. с семьями) получали бесплатный
академический паек дополнительно к основному. Этот паек был в 1,5-2 раза больше пайка рабочего.
Представители интеллектуальной элиты
снабжались также предметами первой необходимости, имели льготы на квартиру, право бесплатного
обучения детей в вузах, оплачиваемый отпуск и командировки, пенсии1.
В дальнейшем система льгот
расширялась - создавались свои дома отдыха и санатории, поликлиники, дома престарелых, торговые
кооперативы с магазинами, загородные хозяйства и фермы.
На первых порах иерархия снабжения определялась
преимущественно научной значимостью ученого. Но на протяжении
1920-х гг. в
распределении благ все больше учитывалась лояльность к власти, а списки ЦЕКУБУ
сокращались. Окончательно принцип политической преданности утвердился в
системе снабжения интеллектуальной и художественной элиты, представительство
которой значительно обновилось, к началу 1930-х годов.
Устав
АН СССР
При
творческих союзах художественной интеллигенции по распоряжению правительства
были организованы хозяйственно-бытовые управления: в
В
определенной степени они продолжали традицию взаимопомощи, существовавшую в
российской художественной среде до революции. Так, с 1859 по
АН
СССР и творческие организации распоряжались громадной собственностью, которую
они использовали для обеспечения условий труда и быта своих членов. В их
ведении были издательства, выставочные и концертные залы, производственные
комбинаты, дома творчества, дома отдыха, санатории, клубы, поликлиники,
детские сады и пионерские лагеря.
В
ходе эволюции советской системы режим привилегий научной и художественной
интеллигенции претерпел некоторые изменения, не затронувшие его основ. В
послевоенные годы усиливаются имперские черты советского государства, что, в
частности, выразилось в углублении разрыва между элитой и основной массой
населения. Важным шагом в этом направлении стали постановления СНК
Система
оплаты труда научных работников устанавливалась в зависимости от категории
научного учреждения: 1) институты АН СССР, 2) институты республиканских и
отраслевых академий, 3) прочие ведомства4. Наибольшую прибавку
получили руководители академии, чьи зарплаты выросли в 3-4 раза. В результате
разрыв между основной массой сотрудников академических учреждений и высшим
руководством АН увеличился. В целом научные работники и вузовские преподаватели
стали получать намного больше, чем специалисты в промышленности. Старший
научный сотрудник академического института, кандидат наук получал в месяц 3
000 руб., доктор наук - 4 000 руб., доцент и профессор - в зависимости от
стажа от 2 500 до 5 500 руб.5 Зарплата инженера на заводе
составляла в то время 1 000-1 200 руб. Научные работники вошли в число наиболее
привилегированных профессиональных групп советского общества.
В
это же время были введены новые ставки авторских гонораров, в результате чего
разрыв между высшей и остальными категориями увеличился. Руководство
писательского союза провело обследование материально-бытового положения
писателей и поставило вопрос о дополнительных благах для литераторов6.
Рост
привилегий и льгот сопровождался повышением требовательности со стороны
власти. Об этом свидетельствуют постановления ЦК 1946-1948 гг. по вопросам
литературы и искусства, идеологические кампании по борьбе с формализмом,
низкопоклонством, космополитизмом. В
В
годы «оттепели» в деятельности творческих союзов заметны демократические
перемены: стали регулярно собираться съезды, публиковались отчеты о работе,
были созданы новые профессиональные и республиканские организации. Однако эти
перемены носили чисто внешний характер и не изменили функций творческих союзов
как приводных колес в механизме партийного руководства культурой.
Многие
важные решения, касающиеся положения дел в литературе и искусстве, принимались
высшим партийным руководством негласно, а потом дублировались постановлениями
творческих союзов. Не было опубликовано решение Секретариата ЦК КПСС
Помимо
общего идеологического руководства ЦК партии выполнял роль третейского судьи в
разрешении внутренних конфликтов в творческих союзах. «Мы должны добиваться
решительного всестороннего и серьезного вмешательства ЦК нашей партии в наши
дела», -заявила на партийном собрании член Московского отделения Союза
художников Никритина. Дело было в
В
1950-1960-е гг. численность научной и художественной интеллигенции быстро
росла. К 1967-1968 гг. общая численность членов творческих союзов достигла 81
453 чел.
Таблица 1
Численность
творческих союзов СССР на год основания и к 1967-1968 гг.7 (чел.)
Творческие
союзы СССР |
Кол-во
членов |
Кол-во
членов |
|
к
1-му съезду |
в
1967-1968 гг. |
Союз
архитекторов |
|
11647 |
Союз
журналистов |
|
44983 |
Союз
кинематографистов |
|
4
145 |
Союз
композиторов |
|
1645 |
Союз
писателей |
|
6
608 |
Союз
художников |
|
12
425 |
Еще
быстрее росла численность научных работников, что связано со вступлением СССР в
эпоху НТР и корректировкой научной политики. По данным Всесоюзных переписей
населения 1959 и 1970 гг., их численность (без преподавателей вузов)
увеличилась почти в 2,5 раза и составила без малого полмиллиона человек8.
Численный
рост не мог не повлиять на сложившуюся иерархию привилегированных групп и
систему распределения. Кроме того, при Хрущеве наметилась тенденция к экономии
средств и уравнительности. Велась борьба со сверхдоходами: изменялись ставки
авторских гонораров, ограничивалось совместительство научных работников. Это
сокращало разрыв между иерархическими слоями научной и художественной
интеллигенции. В
На
рубеже 1950-1960-х гг. были приняты решения об экономии государственных средств
на приобретение картин и скульптур и сооружение памятников, на культурный
обмен. Это вело к снижению доходов художников, к сокращению зарубежных
гонораров советским артистам.
Определенную
угрозу режиму привилегий представляли антиинтеллигентские настроения,
набиравшие силу в партийном руководстве при Хрущеве. В 1957-1958 гг.
рассматривались различные варианты организационной перестройки творческих
союзов. Наиболее радикальный исходил от тогдашнего министра культуры СССР Н. М.
Михайлова. Он считал, что писатели, чтобы не отрываться от жизни, должны
сочетать творческий труд с работой в редакциях и издательствах, а на партийном
учете состоять в рабочих организациях на предприятиях.
В
1961 и 1963 гг. была проведена реорганизация Академии наук: ликвидировалось
Отделение технических наук, а прикладные институты выводились из состава
академии. Изменение ведомственной принадлежности институтов снижало зарплаты
сотрудников и лишало их возможности пользоваться академическими социальными учреждениями.
В
последующие годы иерархическая система распределения все больше размывалась.
Повышение зарплаты низкооплачиваемых категорий населения привело к сокращению
разрыва между элитой и основной массой. Если в
Расширение
международного научного и культурного обмена способствовало дальнейшей эрозии
режима привилегий. С одной стороны, когда советские граждане не имели права
свободного выезда, поездки за границу были своеобразной льготой. С другой,
выезжая в зарубежные страны, ученые, писатели и художники видели, что уровень
и качество жизни западных коллег, не получающих привилегий от государства,
выше, чем у них. Многие представители советской элиты получали альтернативные
возможности творческой реализации и заработков: зарубежные публикации,
гастроли, продажа картин иностранцам т. п. Это вело к росту эмиграции.
Членство
в творческом союзе
По
положению, творческие союзы считались общественными организациями,
объединяющими профессиональных работников литературы и искусства, признававших
метод социалистического реализма основой своего творчества. Это были
относительно замкнутые организации, для вступления в которые требовались
рекомендации их членов. Причем прием производился только в Москве, а региональные
отделения лишь давали рекомендацию.
В
творческий союз непросто было вступить, но принимали пожизненно, а исключали
редко. По уставу, у кандидата в члены Союза писателей должны были быть вышедшие
из печати книги, которые получили положительную оценку. Возраст значения не
имел. Принимали и 50-60-летних. Причиной для отказа в приеме или исключения,
чаще всего, становились идеологические мотивы. Так, литературному критику с
тридцатилетним стажем, имевшему более 80 публикаций, Г. М. Леноблю было
отказано из-за «неоднократных идейных отступлений, отсутствия четкой партийной
позиции в критической работе»9. В отчете Московской писательской
организации за 1969-1970 гг. упоминается об исключении
Легче
всего было вступить в Союз журналистов. «У нас конвейерный прием: 30 человек в
минуту», - говорилось в одном из выступлений на Московской городской
конференции Союза в 1966 году".
Членство
в творческом союзе было престижно. Оно подтверждало в глазах общества
принадлежность к особой касте творческой элиты и давало определенные права и
льготы. Можно было не состоять на службе, не опасаясь обвинения в тунеядстве.
Это было, с одной стороны, привилегией в обществе, жившем по принципу «кто не
работает, тот не ест», с другой - делало лиц свободных профессий социально
незащищенными. На них не распространялось законодательство о денежных пособиях
в случае болезни и о праве на оплачиваемый отпуск. Не было специального
постановления о порядке назначения и выплаты пенсий членам творческих союзов.
Пенсии им выплачивались в соответствии с пенсионным положением о научных
работниках вузов и научных учреждений.
Творческие
корпорации выступали защитниками интересов своих членов перед различными
организациями. Часто приходилось улаживать конфликты между авторами и
издательствами. Писатели жаловались на затягивание сроков рассмотрения
рукописей, издание книг без их ведома, невыплату гонораров. Обращения
пострадавших в суд обычно заканчивались решениями не в их пользу. Судьи не были
свободны от характерного для советского общества в целом правового нигилизма. В
В
представлении судей материальные интересы писателей были интересами частных
лиц, противостоящими интересам государства. Судьи защищали не закон, а интересы
государства в лице издательств. В случае с Нельс на решение суда, очевидно,
повлияли арест ее мужа, а также нараставшие в стране антисемитские настроения.
Ярким
свидетельством уровня правового сознания и реальной роли судебной власти
является просьба А. А. Суркова в его письме в ЦК партии: «Необходимо, чтобы
суды получили указание о том, что соблюдение законов является обязательным»13.
Конфликты
между авторами и издательствами иногда удавалось улаживать и без суда. Так, в
Как
любой советский производственный коллектив, творческий союз выступал в качестве
большой семьи по отношению к своим членам. В руководящие органы союзов
поступали жалобы, если писатель напился в ресторане, избил жену, или всю ночь
играл в карты в доме творчества, или мешал соседям спать. Все факты обычно тщательно
проверялись. Так, например, в
Уставы
творческих организаций не предписывали своим членам определенных норм
поведения. Но в лексиконе советской эпохи понятия «советский писатель»,
«советский ученый» и т. п. означали не столько гражданство и профессию, сколько
звания, которые надо было нести с честью, особенно находясь за границей.
«Дискредитация
звания советского писателя» стала основанием для исключения из членов Союза в
Руководство
творческих союзов выступало по отношению к их членам не только как строгий, но
и как весьма заботливый глава семейства. Один из партгрупоргов секции прозы
Союза писателей Скосырев в
Объектом
заботы и помощи были нетрудоспособные пенсионеры (по данным Литфонда, в
Творческие
союзы выполняли также некоторые полицейские функции по отношению к своим
членам, особенно в сталинское время. В
«Верхи»
и «низы» в творческих корпорациях
Принадлежность
к творческой корпорации отнюдь не означала равенства ее членов. Место в
иерархии зависело от многих факторов: таланта, общественного признания или
идеологической значимости творчества, предприимчивости, служебного положения,
личных связей и даже случайного стечения обстоятельств. В составе творческих
союзов можно выделить три слоя, различающихся по степени влиятельности, уровню
доходов и образу жизни: высший слой, к которому относятся руководящие работники
союзов и наиболее успешная часть творческой интеллигенции, основная масса и
низший слой. Состав последнего был очень пестрым. Сюда можно отнести авторов,
отошедших от творческой деятельности по болезни или возрасту, а также тех, кто
по идейным или творческим причинам не сумел вписаться в официально
установленные каноны.
Секретари
и члены правления творческих союзов, редакторы крупных журналов были тем
резервом, из которого обычно выдвигали делегатов, олицетворяющих
представительство интеллигенции на партийных съездах и в высших партийных и
государственных органах. Эти люди пользовались исключительными привилегиями
-высокими гонорарами, государственными дачами, поездками за границу. Их доходы
складывались из зарплаты, гонораров за творческую работу и разного рода льгот -
внеочередного получения квартиры, мастерской, дачи и т. п. Разрыв по уровню
жизни между высшим слоем и основной массой членов творческих союзов был очень
велик.
А.
А. Фадеев на совещании в ЦК в январе
Руководящие
посты в творческих организациях десятилетиями занимали одни и те же люди.
Количество их нагрузок зачастую превышало человеческие возможности, и они
постоянно жаловались на перегрузки и нехватку времени для творчества. Отдел литературы
и искусства ЦК, проверив распределение обязанностей в Союзе писателей,
обнаружил, что некоторые руководители писательской организации имели по 3-5 и
даже 10 обязанностей. К. М. Симонов, например, помимо работы в Союзе, участия
в заседаниях по присуждению Сталинских премий был главным редактором «Литературной
газеты», а с октября
Но
партийные кураторы творческих союзов неохотно шли на кадровые перестановки.
Попав на вершину иерархической лестницы, человек мог рассчитывать на
пожизненное пребывание там. Так, попытки руководящей верхушки Союза писателей в
Настоятельные
требования перевыборов президента Академии художеств и секретаря оргкомитета
Союза художников А. М. Герасимова, который настроил против себя художественную
общественность, также не нашли отклика в отделе культуры ЦК.
Даже
личные заявления с просьбой об отставке не удовлетворялись. В феврале
По
положению и доходам известные писатели, композиторы, художники были близки к
руководителям союзов. Особенно выгодные условия оплаты существовали в
драматургии (не случайно это было излюбленным полем деятельности плагиаторов).
По тарифным ставкам, утвержденным еще в 1920-е гг., авторский гонорар за
исполнение пьесы составлял 1,5 % за акт от
общего сбора за спектакль22. Постановление ЦК
Это
приносило громадные прибыли их авторам. По данным Всесоюзного управления по
охране авторских прав, доходы наиболее успешных драматургов за 9 месяцев
Появление
легальных миллионеров подрывало основы советской системы, вызывало раздражение
и зависть окружающих, и тарифные ставки гонораров время от времени
пересматривались. Но естественный разрыв в уровне доходов в творческом
сообществе не уменьшался. На совещании в Союзе писателей в феврале
Баснословные
по тем временам доходы не давали независимости. Купить машину, квартиру, дачу,
поехать за границу можно было только с разрешения секретариата писательского
союза и Литфонда. Когда в
Поездки
за границу были одновременно и привилегией и испытанием для советского
человека. В зависимости от количества денег, которые разрешалось иметь с собой,
испытание носило различный характер. В первые послевоенные годы, когда поездки
были редкими, а имперские амбиции высокими, представители творческой интеллигенции,
выезжавшие за границу, могли ни в чем себе не отказывать. В этой связи в
литературной среде возник термин «барахольство». Чтобы понять его значение,
обратимся к делу писателя В. А. Соловьева, который в
В
В
1960-е гг., с развитием иностранного туризма, возможности заграничных поездок
расширились. Путевки стали доступны значительной части среднего слоя интеллигенции,
а научные учреждения и творческие союзы могли формировать группы с учетом
профессиональных интересов. В 1969-1970 гг. в туристических поездках за рубеж
принимали участие 373 московских писателя, включая членов их семей (примерно
каждый пятый член МОСП). Из них 204 ездили в социалистические страны, а 169 - в
капиталистические27. Обмен валюты строго лимитировался. На карманные
расходы разрешалось менять только 30 руб. (по тогдашнему курсу - около 30
долларов), что ограничивало возможности «прибарахлиться». Нарушения дисциплины
выражались главным образом в выпивках, несанкционированных личных и
профессиональных контактах.
Основная масса членов
творческих союзов по доходам была близка средним слоям советской
интеллигенции, но принадлежность к привилегированной корпорации давала немалые
льготы. Получение квартиры, строительство
дачи, покупка машины, получение путевки в дом отдыха или санаторий, получение ссуды (кредита), поездка за границу -
все эти проблемы легче было решить члену творческого союза, нежели
рядовому советскому гражданину.
Наименее обеспеченный слой художественной интеллигенции
жил примерно так же, как и основная масса населения. Особенно
тяжелыми были первые послевоенные годы. По воспоминаниям жены писателя
А. Письменного, в
Но и через десять лет после войны многие даже известные
литераторы продолжали бедствовать. Инспектор Литфонда сообщал
в
Руководство писательского союза, как правило,
откликалось на просьбы о помощи. В
Однако авторы, оказавшиеся объектом критики со стороны
партийного руководства, не могли рассчитывать на помощь со
стороны Литфонда. В
С середины 1950-х гг. творческие союзы оказывали
поддержку и помощь тем, кто пострадал от сталинских репрессий.
Характерна история писателя Н. И. Кочина. Выйдя на свободу в
сентябре
Распределительная
система
Принадлежность к корпорации накладывала определенные
обязательства, но давала гарантии социальной защищенности.
Все члены творческих союзов автоматически становились членами
соответствующих фондов. По уставу, исключение из союза вело за собой исключение
из фонда, но на практике бывало иначе. Известно, что исключенный в
Московская организация, насчитывавшая 1 427 чел.,
являлась самой крупной организацией Литфонда39. Таким же
было соотношение столичной и провинциальных организаций и в других
творческих союзах. Столица, предоставлявшая широкие возможности для творческой
реализации и относительно высокий уровень жизни, притягивала талантливых людей
со всей страны.
О
составе московской писательской организации можно судить по данным на
Формально
все члены творческих союзов пользовались равными правами, но на практике
москвичи чаще ездили в дома творчества, в творческие командировки, в
туристические поездки за границу. Представитель Новосибирского отделения
Литфонда с обидой говорил на совещании в
Режим
централизованного распределения формировал особый тип патерналистских отношений
между представителями власти, от которых зависела раздача «пряников», и теми,
кто жаждал их получить. В этом отношении характерно восприятие писателей
управляющим делами ЦК ВКП(б) Т. П. Самсоновым. В письме, отправленном 12 июня
Членство
в творческом союзе не означало автоматического получения определенного набора
благ, что ставило человека в постоянное положение просителя. При распределении
действовали различные критерии: должность, положение в творческой иерархии,
личные связи. В первые послевоенные годы купить самые элементарные товары
можно было по лимитным книжкам или по ордерам. В Московском отделении Союза
писателей в
Для
писателей, композиторов, художников, чья профессиональная деятельность
предполагала работу дома, остро стоял квартирный вопрос. Членство в творческих
союзах давало право на
Трудности
с жильем породили такие специфические учреждения, как дома творчества,
пансионаты, где проживающим создавались все условия для работы. Путевки были
платные, но Литфонд давал своим членам скидки, а иногда и полностью оплачивал
проживание. В Союзе писателей в середине 1950-х гг. было 13 домов творчества:
в Переделкино, Голицыне, Малеевке, Коктебеле, Комарове, Дубултах и др. Все они
были небольшие, всего на 326 мест, и получить путевку было непросто. «Сожалею о
месяце унижений и хлопот», - пишет один из писателей, которому отказали в
путевке46.
Стандартный
бланк заявления в дом творчества включал обязательные графы: «тема, произведение,
над которым работает автор», «где будет напечатано», «был ли раньше в доме
творчества». Часто в заявлениях писали о невозможности работать дома и
прикладывали ходатайства от творческих секций писательского союза. Так, О. А.
Хавкин, проживавший с семьей из 5 человек в одной комнате, просил дать
возможность поработать 2 месяца в одном из подмосковных домов творчества, чтобы
закончить повесть. Н. Н. Соколова писала в заявлении о невозможности завершить
работу в Москве47. Иногда путевки просили, чтобы пережить ремонт в
московской квартире, или для поправки здоровья. В июне
Места
распределялись централизованно. В
Поскольку
проживающих было немного, в доме творчества складывалась почти домашняя
обстановка. Администрация старалась сохранить со всеми хорошие отношения и не
требовала соблюдения жестких норм распорядка дня. Среди нарушений комиссия
отметила отсутствие «твердых часов приема пищи» и пользования общим телефоном,
игру в карты на деньги и факт «легкого кутежа» с девушками из Москвы, который
устроил молодой писатель Снегирев перед отъездом51.
Такая
же ситуация наблюдалась и в других домах творчества. В материалах Литфонда
Фактически
дома творчества, особенно расположенные в курортных местах, превращались в
дома отдыха. Заявления на путевки поступали из поликлиники Литфонда, Книжной
лавки писателей, издательств, театров и даже домоуправления писательского ЖСК.
Ограничивая прием посторонних, Литфонд все же выделял путевки на сторону.
Самому Литфонду ведь тоже приходилось обращаться в другие ведомства с
различными просьбами. Помимо межведомственных взаимовыгодных связей
действовали и связи личные.
В
Заместитель
председателя правления Литфонда Д. Е. Ляшкевич говорил: «Мы развели такую
торговлю путевками, что нам уполномоченные даже не считают нужным писать, для
кого нужна путевка. Все родственники, жены, друзья!»54 Известные
писатели ходатайствовали за детей своих умерших коллег. Так, дочь писателя
Година при поддержке И. Эренбурга и С. Маршака получала путевки в санаторий
бесплатно или со скидкой55. Писательница А. Коптяева ходатайствовала,
правда безуспешно, о двух путевках в санаторий для сестры и одной путевке для
домработницы56.
Большую
роль играли личные контакты с теми, кто непосредственно ведал домами
творчества. В архиве сохранилось много записок и писем некой Марии Николаевне,
которая в Москве выдавала путевки и распределяла комнаты. От нее зависело,
какая комната достанется - солнечная или холодная, с окнами на север, а также
продление срока. Рядовые члены Союза перед ней явно заискивали: «милая», «Ваши
милые ручки», «дом творчества - ваше детище», «человечность, олицетворяемая
Вами». Мэтры обращались прямо к руководству. Директор дома творчества в
Дубултах рассказывал на совещании в Литфонде: «В апреле раздается звонок, и
Георгий Мдивани с грозным энтузиазмом говорит: "Миша, я прошу оставить
комнату в шведском доме, приеду в
августе"». Просьба, конечно, выполнялась57.
Наряду
с организацией коллективных форм отдыха, творческие союзы занимались дачным
строительством. Хотя дачи стоили немало, обеспечить всех желающих не удавалось.
Слухи о готовящемся распределении участков под дачи в 1957-1958 гг. вызвали
настоящий ажиотаж. Многим строительство дачи давало шанс решить квартирный
вопрос, разъехаться с родителями или взрослыми детьми. «Я живу в 11-метровой
комнате без всяких удобств с женой. Не имею минимальных условий для работы -
работаю по ночам на коммунальной кухне. Положение осложняется еще и тем, что в
ближайшее время я жду ребенка», - писал Н. Доризо, обосновывая необходимость
дачи58. «Получение дачи является для меня жизненно важным делом,
учитывая мои плохие квартирные условия в Москве - 12-метровая комната в
деревянном доме, где проживает чужой мне человек», - писала И. Меркина59.
И. П. Куприянов жил в одной комнате с женой и тещей и не имел места для
письменного стола. И. Ю. Зверев жил с семьей из четырех человек в 13-метровой
комнате60.
В
распределительной системе наличие средств не являлось необходимым условием
получения путевки, покупки квартиры или строительства дачи. Если денег не
хватало, Литфонд мог дать путевку бесплатно или со скидкой. Разрешение на
строительство кооперативной квартиры или дачи было основанием для получения
долговременной ссуды. Помощь оказывалась как малоимущим, так и вполне
обеспеченным членам творческих союзов. Первые получали небольшие единовременные
пособия или стипендии, вторые - беспроцентные ссуды и другие виды помощи. Так,
в
Такая
система порождала иждивенческие настроения. Характерна запись в дневнике
Чуковского о пожаре на даче Федина: «Литфонд показал себя во всей красе: ни
багра, ни бочки с водой, ни шланга. Стыд и срам»62.
В
отчетах Литфонда из года в год повторялись цифры о задолженностях по членским
взносам и по возвратным ссудам. В
Литфонд
пытался бороться с должниками, рассылая письма в издательства и редакции.
Должник приходил за гонораром, а оказывалось, что он перечислен в Литфонд в
счет долга. В таком положении оказалась писательница К. Львова в марте
Чем
только не приходилось заниматься творческим союзам! По ходатайству Союза
писателей Министерство социального обеспечения назначало персональные пенсии,
Главное управление химсбыта выделило члену союза Н. Ф. Гарничу покрышки для
автомобиля65, Мытищинский финотдел освободил праправнучку А. Н. Радищева
от налога на корову, которая была единственным источником ее существования66.
Большинство
членов творческих союзов воспринимали сложившийся порядок как данность.
Критика звучала, главным образом, в связи с готовящимися съездами союзов в годы
«оттепели», когда появилась надежда на перемены. Особенно активно
дебатировались организационные и материально-бытовые вопросы накануне Второго
съезда писателей в
Творческие
союзы осуждали за то, что они погрязли в материально-бытовых проблемах в ущерб
творческим. При всей справедливости этих упреков, надо признать, что критики
стояли на идеалистических и утопических позициях. Союзы выполняли те функции,
которые на них были возложены, и в целом делали это достаточно эффективно. Их
роль в советской системе была двоякой: с одной стороны, они выступали как
организаторы литературно-художественной жизни страны в интересах правящей партии,
с другой - занимались социальным обеспечением художественной интеллигенции.
Аналогичные функции в своей сфере выполняли и другие советские корпорации -
Академия наук, различные ведомства и крупные предприятия.
Примечания
1.
Осокина Е. За фасадом «сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении
населения в годы индустриализации, 1927-
2.
Подробнее см.: Осокина Е. Указ. соч.
3.
Георгиев А. А. Творческие Союзы СССР как элементы тоталитарной системы
(1932-1941): Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. СПб., 1999.
4.
Архив РАН. Ф. 410. Оп. 1. Д. 1.
5.
Там же.
6.
Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 631. Оп.
15. Д.
7.
Творческие союзы в СССР (организационно-правовые вопросы). М., 1970. С. 45.
8.
Итоги Всесоюзной переписи населения
9.
РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 15. Д.
10.
Справка об организационно-творческой работе Московской организации Союза
писателей РСФСР за 1969-1970 гг. М., 1971. С. 7.
11.
Центральный архив литературы и искусства г. Москвы (ЦАЛИМ). Ф. 1. Оп. 1. Д.
12.
Центральный архив документальных коллекций г.Москвы (ЦАДКМ). Ф. 119. Оп. 1. Д.
13.
Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 5. Оп. 36. Д.
14.
РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 15. Д.
15.
Там же. Д.
16.
Там же. Д.
17.
Центральный архив общественно-политической истории г. Москвы (ЦАОПИМ). Ф. 8132.
Оп. 1. Д.
18. РГАЛИ. Ф. 1566. Оп. 1. Д.
19. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 17. Д.
20. Чуковский К. И. Дневник, 1930-1969. М„ 1997. С. 220.
21. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 36. Д.
22. Там же. Оп. 30. Д.
23. РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 15. Д.
24. ЦАОПИМ. Ф. 4. Оп. 89. Д.
25.
РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д.
26.
РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 15. Д.
27. Справка об организационно-творческой работе... С. 6.
28.
Центральный московский архив-музей личных собраний (ЦМАМЛС). Ф. 131. Оп. 3. Д.
29.
РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 15. Д.
30.
Там же. Д. 1566. Оп. 2. Д.
31. Там же. Ф. 631. Оп.15. Д.
32.
Там же. Д.
33.
Там же. Д.
34.
Там же. Д.
35.
Чуковский К. И. Указ. соч. С.191
36.
ЦМАМЛС. Ф. 85. Оп. 1. Д.
37.
ЦМАМЛС. Ф. 85. Оп. 1. Д.
38.
РГАЛИ. Ф. 1566. Оп. 1. Д.
39.
Там же. Д.
40.
Справка об организационно-творческой работе... С. 4.
41.
РГАЛИ. Ф. 1566. Оп. 1. Д.
42.
«Счастье литературы». Государство и писатели. 1925-1938 гг.: Документы. М.,
1997. С. 160.
43.
РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 15. Д.
44.
Там же. Л. 9.
45.
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф.
17. Оп. 132. Д.
46.
РГАЛИ. Ф. 1566. Оп. 1. Д.
47.
Там же. Л. 19-20.
48.
Там же. Д.
49.
Там же. Л. 38.
50.
Там же. Л. 184.
51.
Там же. Л. 185.
52.
Там же. Оп. 2. Д.
53.
Там же. Оп. 1. Д.
54.
Там же. Д.
55.
Там же. Д.
56.
Там же. Л. 59.
57.
Там же. Д.
58.
Там же. Д.
59.
Там же. Л. 50.
60.
Там же. Л. 17, 28.
61.
Там же. Ф. 631. Оп. 15. Д.
62.
Чуковский К. И. Указ. соч. С. 182.
63.
РГАЛИ. Ф. 1566. Оп. 1. Д.
64.
Там же. Оп. 2. Д.
67.
Там же. Оп. 1. Д.
66.
Там же. Д.